Методика Bal-A-Vis-X. Научное исследование
Облегчение Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, используя метод Bal-A-Vis-X без фармацевтических препаратов.
В связи с недостаточной доступностью фармацевтических препаратов для лечения СДВГ в странах третьего мира, терапевты оказались в поисках альтернативных методов коррекции данного синдрома, основываясь на принципах нейропластичности. Упражнения по методу BalanceAuditoryVisionIntegrationExercises(Bal-A-Vis-X) основываются на серии комплексных ритмичных движений, используя кинезио мешочки и кинезио мячики.
В статье описан результат работы по этому методу с 18 детьми с диагнозом СДВГ в течение 6 недель. В фокус группе 11 детей занимались только упражнениямиBal-A-Vis-X, четверо детей принимали орально methylphenidate и еще трое делали упражнения и принимали methylphenidate.
Результат измерялся двумя параметрами: первый – длительность произвольного внимания, второй – тета- и бета- ритмы измеряемые на электроэнцефалограмме (далее ЭЭГ) головного мозга.
Исследование проводилось в Зимбабве.
Авторисследования: Dixon Chibanda, Department of psychiatry, University of Zimbabwe, Consultant Psychiatrist, Zimbabwe
Синдром деффицита внимания и гиперактивности – является одним из самых распространенных неврологических расстройств у детей, и является причиной трудностей с чтением, орфографией и счетом. В Африканских странах, располагающихся южнее пустыни Сахара более 17% детей страдают эти диагнозом. В основном в терапии применяется methylphenidate, который финансово не доступен бОльшей части населения и вызывает побочные эффекты, такие как головная боль, тошнота, головокружение.
Как альтернативный способ коррекции СДВГ было решено использовать метод Bal-A-Vis-X, который успешно применяется в США более 30 лет и с 2011 года в Зимбабве. Метод включает в себя более 300 упражнений, выполняемых сериями, используя кинезио мешочки с песком, кинезио мячики и балансиры. Упражнения выполняются индивидуально, в паре и группе, носят ритмический характер. Упражнения направлены на развитие координации рука-глаз, слухового гнозиса, укрепление чувства баланса, устранение тревожности и импульсивности.
Подход
Родителям детей от 9 до 16 лет, обратившихся к психиатру с проблемой СДВГ, был предоставлен выбор: занятия по методике Bal-A-Vis-Xили фармацевтическая терапия. Абсолютно большинство детей с этим диагнозом характеризовались родителями и педагогами как гиперактивные, невнимательные, неспособные произвольно фокусировать внимание и не справляющиеся с арифметикой. Эти дети также были неуклюжими, имеющими плохую координацию и в общем страдающими от недостаточно развитой координации рука-глаз. Всем детям, принявшим участие в исследовании, была проведена электроэнцефалография, которая показала высокий тета и бета ритм в сенсорной и моторной зонах коры головного мозга.
Все дети получили 6-8 индивидуальных сессий длительностью 30-40 минут с сертифицированным инструктором Bal-A-Vis-Xв течение 6-8 недель.
Характеристика участников
|
Bal-A-Vis-X (11 детей) |
Metylphenidate (4 детей) |
Комбинация (упражнения и препараты) |
Средний возраст |
11 |
10 |
10 |
Мальчики |
7 (63%) |
3 (75%) |
3 (100%) |
Социально-экономический статус родителей |
Средний - высокий |
Средний - высокий |
Средний - высокий |
Среднее количество сессий |
7,4 |
- |
6,4 |
Группа Bal-A-Vis-X
Необходимо было провести в среднем по 4 сессии, чтобы появился ритм при работе с двумя мячами. 8 из 11 детей через 5 сессий стали уверенно работать с двумя мячами, подключая вербальную активность, такую как тренировка таблицы умножения, удерживая стабильный ритм. 7 из 11 детей смогли чередовать цвета мячиков, умножая или произнося слова по буквам, после шестой сессии. 9 из 11 детей смогли удерживать стабильный ритм с вербальной активностью на протяжении 10 минут. Эти же детки оказались наиболее успешными и конце курса смогли выполнять упражнения с мячиками и мешочками с вербальной активностью в течение 15-10 минут.
Общий прогресс фокус группы, занимающейся только по методике Bal-A-Vis-X
|
Исходные данные |
Через 6 недель |
Длительность произвольного внимания |
Менее 5 минут |
15-20 минут у 9 из 11 детей |
Отчет из школы |
Импульсивные, невнимательные, сильно отстающие во всем предметам, включая математику |
Спокойнее, положительное сотрудничество, оценки выше у 8 из 11 детей |
Таблица умножения |
неудовлетворительно |
Хорошо у 9 из 11 детей |
ЭЭГ |
Тета бета ритм (высокий) |
Тета бета ритм (низкий) |
Группа, принимающая methylphenidate
Прием препарата был прекращен у одного ребенка после жалоб на тошноту и отсутствие аппетита через 8 дней. Остальные закончили курс и у них наблюдалось улучшение оценок в школе через 6 недель.
Комбинирующая группа
Трое детей, принимающие препарат и занимающиеся по методике, показали самые быстрые и мощные результаты по всем приведенным выше параметрам.
Вывод
Методика Bal-A-Vis-Xможет быть эффективным по затратам способом оказания помощи тысячам детей и подростков в сельской местности Африки, где недоступны медикаменты.
Источник: http://aperito.org/uploads/pdf/NRTOA-2-109.pdf
Перевод – Юлия Миливоевич